Сколько то о безопасной буксировке мотоциклов и мотоциклами.

Тему о законности и необходимости, а так же о том, что не всегда эти два понятия согласуются мы начали в статье Буксировка мотоциклов и мотоциклами. Законно ли?

В этой статье мы подробнее разберем то, как максимально безопасно осуществлять буксировку, какие именно опасности существуют, к каким последствиям может привести действие в этой авантюре и о том, что решение буксировать двухколёсный мотоцикл должно быть основано на крайней необходимости. И самое главное, о том, что не может быть крайней необходимости в том, чтобы попробовать себя убить буксировкой мотоцикла. Ну и естественно, мы понимаем, что не всегда своевременно приходит понимание о том, что решение принято не правильное и возможно, наши знания помогут Вам выжить в тех условия, когда Вы уже входит в поворот в сцепке и не имеете возможности сообщить водителю тягача о том, что вы хотите долго жить здоровым человеком и передумали буксировать мотоцикл.


Начнём с обещанных рекомендаций по способам буксировки от спецов Мотошколы в СПБ MotoProfi

«Совсем непруха, если мотоцикл сломался на бездорожье или вдали от дома. А если ещё в таком месте, куда эвакуатор и друзья на „техничке“ вряд ли доберутся? Самому тащить мотоцикл из говен в отсутствие дороги — пупок развяжется, и порой единственный выход: буксировать до мастерской таким же мотоциклом (одиночкой).
Да, ПДД нам прямо запрещают так поступать, но если починить неисправность на месте невозможно, то не бросать же друга посреди леса.

Итак, если друг и его мотоцикл присутствуют в „зоне бедствия“, то нужно привязаться так, чтобы было комфортно и безопасно передвигаться обоим. Первое, что приходит на ум, привязать трос к багажнику буксирующего и к рулевой колонке буксируемого мотоцикла. Кто так пробовал, тот знает, что из-за большого плеча приложения силы относительно точки опоры (дороги), легко положить мотоцикл на бок, в том числе из-за рывков, — чем жестче трос, тем сильнее рывки. При таком способе, пилоту буксирующего мотоцикла необходимо постоянно контролировать натяжение троса и как можно аккуратнее трогаться, чтобы не покалечить друга, управляющего сломанным мотоцикл. При использовании рулевой колонки, чаще всего фару приходится снимать.
Можно привязать буксируемый мотоцикл пониже рулевой, над передним крылом за переднюю трубу рамы, в этом случае рычаг будет меньше, но и угол поворота руля тоже меньше. Снижается риск падения от воздействия на рычаг при рывке, но и ограничивается угол поворота.

Еще один вариант перекинуть трос через руль (если не мешает ветровик) и привязать к раме под седлом. Такой способ подойдет не всем: опять же, увеличивается плечо, могут возникнуть затруднения в поворотах руля, и можно испортить лакокрасочное покрытие бака.

Знаю два более-менее удобных и безопасных способа буксировки. Первый:
• если поверхность по которой вы намерены передвигаться достаточно ровная, он пригодится тем, у кого не оказалось с собой буксировочного троса достаточной длины. Будет достаточно 1-1,5 метра. Один конец цепляем за багажник „тягача“, а второй сделав петлю, держим левой рукой. От вас потребуются недюжинные физические способности, но преимущество в том, что в любой момент можно выпустить конец из рук, сохранив вертикальное положение, избежать столкновения с „тягачом“. Кроме этого, рукой будут компенсироваться рывки ведущего мотоцикла. Способ применим, если дорога позволяет, т.е. нет перепадов высот, крутых поворотов, сильных дефектов покрытия и т.п…

• Второй способ наиболее безопасен и эффективен: трос цепляем к правой подножке ведущего и левой ведомого. Поскольку рычаг приложения силы мал, то и буксируемый мотоцикл ведет себя гораздо устойчивее. Здесь надо учитывать, что оба мотоцикла движутся по параллельным траекториям и между ними будет некое расстояние, так что водитель „тягача“ не должен резать траектории поворотов. При этом способе буксировки меньше шансов попадания троса под колесо при его ослаблении(провисании).
В заключении немного о тросах: всем известно, что чем крепче трос, тем лучше. При этом надо помнить, что обычный буксирный трос не тянется и жестко передает рывок, поэтому пользоваться им нужно „нежно“, дабы не оторвать что-нибудь важное. Рекомендую использовать динамические буксировочные стропы из нейлона, с большим коэффициентом растяжения. Они способны растягиваться до 30% своей длины, что уменьшит рывки и провисания при буксировке.
Удачи.
Антон Игнатьев
MotoProfi»


Добавим, что буксировка мотоцикла всегда опасное занятие.
Не спроста запрет на букировку внесён в Правила Дорожного Движения России. Если необходимо применить буксировку мотоцикла, то нужно всегда помнить о том, что это командная операция. Оба пилота должны чувствовать друг друга, давать знать друг другу и согласовать действия и контрольные рубежи в определённых ситуациях: трогание с места, снижение/увеличение скорости (верхний порог скорости не более 40 км/ч), прохождение поворотов, остановка, контроль натяжения троса и т.п.).
Основные опасности:
1. Первая опасность возникает при начале движения, особенно, если оно осуществляется сразу в поворот. Резкий рывок может выбить из седла буксируемого мотоцикла. Резкий рывок в поворот может опрокинуть буксируемый мотоцикл, а его пилот получить серьёзные травмы.
2. Вторая опасность при увеличении скорости. Провис и попадание троса под колесо, которое может получиться при переключении передачи на тягаче, если пилот буксируемого мотоцикла прохлопал этот момент и не компенсировал провис торможением мотоцикла. Вследствие провиса на ходу, если удалось избежать попадание троса под колесо, может возникнуть рывок, если пилот тягача при переключении на повышенную передачу не проконтролировал пилота сзади, а именно то, не допущен ли провис троса.
3. Снижение скорости, тоже что и п.2 по части провиса троса, плюс опасность столкновения при резком торможении тягача.
4. И самая большая опасность, которая чаще всего на практике и даёт печальные результаты – прохождение поворотов. Думаем, что именно из-за существования этой уязвимости, законотворцы и внесли прямой запрет на буксировку двухколёсной техники.

На этом моменте по подробнее:
Существуют два основных и один исключительный способ прохождения поворотов: способ «чайников» (газом) и способ «продвинутых» (тормозом), и, один «идиотский» способ: прохождение поворота накатом (на нейтралке или с выключенным сцеплением). Выше, мы назвали «идиотский» способ «исключительным» на тот случай, если нейтралка включилась сама :-)

Не будем сильно углубляться в техники прохождения 1-м и 2-м способами, отметим лишь существенную разницу:
— при прохождении поворота «газом», пилот балансирует мотоцикл путём добавления или уменьшения оборотов двигателя впрыском горючей смеси, а если этого недостаточно, то включает тормоз. Т.е., например, при прохождении левого поворота, если мотоцикл заваливается влево, то газ добавляется, а если вправо, то сбрасывается, а если сброса недостаточно, то включается торможение, чтобы не вылететь на обочину.
— более продвинутые мотоциклисты проходят повороты «тормозом». Разница в том, что мощность двигателя ограничивается задним тормозом, а ручка газа при этом не используется и находится в том же положении от входа до выхода из поворота. Это позволяет гораздо более эффективно контролировать мотоцикл и воздействовать на его балансирование на всей траектории поворота.

Исключительные идиоты, если конечно что само пошло не так, проходят повороты на нейтралке или используя сцепление.

Размышляя о том, по какой причине мы вынуждены буксировать мотоцикл, приходим к выводу, что в любом случае при мы вынуждены использовать третий способ. Т.е. мы лишены возможности в полной мере использовать два первых способа, т.к. у нас не работает либо двигатель, либо трансмиссия. Неисправность того или другого полностью исключает первые два способа прохождения поворотов и без вариантов, оставляет только третий «исключительный» способ.

Всё усугубляется тем, что пилот тягача не может чувствовать вашей развесовки и баланса и потому не может принимать заведомо правильные решения по скоростному режиму прохождения поворотов. А значит, вы должны понимать, что каждый следующий поворот вы оба проходите на авось и сильно рискуете. В повороте, чтобы избежать падения с выключенным двигателем, вам не остаётся ничего, кроме как подруливать. Если к примеру, при прохождении левого поворота не хватает скорости и вы заваливаетесь влево, то Вы инстинктивно повернёте руль влево, т.е. съедите с траектории движения тягача, пилот которого об это не знает и неизбежно попробует вас туда вернуть, что обернётся падением. Если вы заваливаетесь вправо при прохождении левого поворота, это означает, что пилот тягача не рассчитал скорость для вас, в данном случае она слишком высока и вы инстинктивно подрулите вправо в сторону обочины, а тягач попытается вас вернуть в траекторию своего движении, либо вы уедите в кювет и увлечёте за собой тягач.

Если короче, то надо либо попасть действительно в крайние условия, либо быть полным идиотом, чтобы осуществлять буксировку двухколёсного мотоцикла.
Как только доберётесь до места, куда возможно поставить эвакуатор, то немедленно прекратите буксировать двухколёсный мотоцикл.

В заключении.
Иное дело с мотоциклами с боковыми прицепами. Почти всё, что описано выше для них особого значения не имеет. Просто напомним об особенностях прохождения поворотов, т.к. неправильно выбранный скоростной режим чреват переворотом, что часто случается.

Легче всего перевернуть коляс при правом повороте на левый борт. В такой неловкой ситуации есть возможность покинуть мотоцикл и пилоту, и пассажиру коляски, если их не выбросило автоматически.

Сложнее, но опаснее перевернуть каляс на правый борт при левом повороте (через боковой прицеп). В таком случае 100%-но накроет пассажира в коляске и скорее всего придавит и пилота.

Если вы ставите на буксир мот с боковым прицепом, то жёстко ограничьте водителя тягача максимальной скоростью не более 40 км/ч и чётко объясните особенности прохождения поворотов.

И наконец, все выше описанные уязвимости становятся на порядок больше, если буксировка осуществляется автомобилем.

Вспомнить о законности буксировки можно здесь>>>>>
Берегите себя.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или .