Буксировка мотоциклов и мотоциклами. Законно ли?

Недавно, в нашей группе ВКонтакте был проведён опрос, по результатам которого, мы решили подробно разобрать буксировку мотоциклов и мотоциклами, и привнести ясности в эту тему.
Вопрос ставился так:
Можно ли осуществлять буксировку мотоцикла с боковым прицепом?
Было дано три варианта ответов и результаты были таковы:
1. Правила дорожного движения предусматривают такую возможность. Можно.
Первым вариантом ответило 50% опрошенных. Это составило 131 голос из 262. Из 131 проголосовавших, 43- участники младше 18 лет.
2. Правила дорожного движения запрещают буксировку мотоциклов. Нельзя.
Это вариант получил 16% утверждений, что составила 42 голоса из 262. Из 42-х проголосовавших, 13- участники младше 18 лет.
3. Я- 1%. Можно когда нужно. ПДД — нах!
Это вариант был дан для тех, кто не парится ПДД в части буксировки своего коляса и практикует это, когда требуется. Проголосовало 32% участников, что составило 89 голосов из 262. Из 89-и проголосовавших, 30 — участники младше 18 лет.

Пробуем подробнее разобрать тему буксировки транспортных средств с нестерпимым уклоном в сторону двухколёсных и двухколёсных с боковым прицепом. И сначала рассмотрим её законность.

Буксировка транспортных средств нормируется пунктом 20 Правил дорожного движения РФ.
Выдержка из Правил дорожного движения:
ПДД РФ, 20. Буксировка механических транспортных средств
20.1. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.
20.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки — нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.
20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 — 6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.
Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с пунктом 9 Основных положений.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
20.4. Буксировка запрещается:
• транспортных средств, у которых не действует рулевое управление <*> (допускается буксировка методом частичной погрузки);
• двух и более транспортных средств;
• транспортных средств с недействующей тормозной системой <*>, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
— <*> Недействующими считаются системы, которые не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью.
• двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
• в гололедицу на гибкой сцепке.


Переводя с языка «эльфов» на более человеческий, можно видеть следующее:
Подпункт 20.4 пункта 20 ПДД описывает обстоятельства и случаи, когда буксировка прямо запрещена. Подпункты 1,2 и 3 пункта 20 конкретизируют возможность буксировки, когда она разрешена, т.е. не подпадает под описание подпункта 20.4.

Ключевым для нас является абзац 4 подпункта 20.4.
Он был изменён Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097, принятием которого, законодатель выделил-таки мотоциклы с боковыми прицепами в исключения. В предыдущей версии, ПДД запрещали буксировку любых мотоциклов и любыми мотоциклами. В редакции Постановления, мы видим, что правила дорожного движения разрешают буксировку мотоциклов с боковыми прицепами и буксировку мотоциклами с боковыми прицепами. Поэтому, первый вариант ответа в нашем опросе был формально единственным верным.

Таким образом, законная часть предписывает нам:
1. запрещается любая буксировка в гололедицу;
2. запрещается буксировка двухколёсными мотоциклами и разрешается буксировка мотоциклами с боковыми прицепами;
3. запрещается буксировка двухколёсных мотоциклов и разрешается буксировка мотоциклов с боковыми прицепами;
4. запрещается буксировка в т.ч. мотоциклов с боковыми прицепами, если не работает тормозная система. Буксировка при неисправной тормозной системе разрешена только на жёсткой сцепке и (или) методом частичной погрузки, если его масса его фактическая масса меньше массы буксирующего транспортного средства.
5. запрещается буксировка двух и более мотоциклов с боковыми прицепами. Кстати, следует заметить, что устроители знаменитой Мтозмеи – 1%-ки по абзацу 2 п/п 20.4 п.20 ПДД РФ :-)
6. Запрещается буксировка при неисправности рулевого управления (только погрузка, в т.ч. частичная).
7. По п/п 20.3 запрещается буксировка гибкой сцепкой которая короче чем четыре метра и длиннее чем 6 метров, а так же жёсткой сцепкой, которая длиннее четырёх метров. Кроме этого, запрещается буксировка гибкой сцепкой, если она не обозначена.
8. По п/п 20.2 мы видим, что запрещается буксировка, при нахождении пассажиров в некоторых видах транспорта. Там ничего не сказано про мотоциклы, но это правило следует принять и для них.
9. Запрещается буксировка без водителя за рулём, если она осуществляется буксиром, который не обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

В итоге мы видим, что буксировка мотоциклов с боковыми прицепами, равно как и такими мотоциклами, законна практически во всех случаях, в которых такая буксировка законна для автомобилей.

Но закон законом, а что делать, когда выбор встанет ребром: либо бросить своего «коня», либо нарушить закон и вытащить его? Мы заезжаем туда, куда не то что бы эвакуатор, но зачастую и трактор проехать не может. Мы заезжаем в места, в которых легко можем получить единственный шанс выбраться в полном комплекте: при помощи друга и его мотоцикла.

В следующей статье мы поговорим о случая, когда любой из нас может стать 1%-ком и, наплевав на ПДД и собственную безопасность, рискнуть вытащить свой мотоцикл, пренебрегая правилами и рискуя здоровьем.
Следующая тема будет посвящена безопасности незаконной буксировки мотоциклов.
А консультации мы запросим у профессионалов мотошколы «МотоПрофи»
О безопасности буксировки здесь >>>>>

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или .